Рами Зайцман - Аналитика

Есть ли будущее у малого и среднего бизнеса в России? (Маркетплейсы давят МСБ в РФ)

Я считаю, что за маркетплейсам будущее. Сфера доставки товаров и услуг, которые сейчас доступны дистанционно набирают всё большую популярность, и проникает во все сфера нашей жизни. Если раньше, дистанционная доставка продуктов считалась «задротской темой», то благодаря пандемии, люди были вынуждены заказывать товары дистанционно. Все больше людей, понимают, что в доставке нет «ничего страшного» и многие из них могут окончательно обленится и перестать ходить в магазины. Сейчас становятся всё меньше людей, которые не пользуются новыми приложениями, смартфонами и маркетплейсами и как бы это не звучало печально, но людей, которые привыкли «по старинке» ходить в магазин ножками и выбирать всё самостоятельно становится с каждым годом всё меньше и меньше. Конкуренция в сфере макретпелйсов развивает сегмент дистанционки всё выше и выше, и в конце концов сделает так, что у каждого из нас будут свои любимые площадки, где мы сможем заказать всё необходимое в случае если в Ухане догадаются съесть что-то покруче летучей мыши.

Маленьким магазинам у дома уже тяжело конкурировать с большими сетями ритейлеров. Ритейл, за последние 20 лет сделал огромный прыжок. В 2003 году 75% продуктового рынка держали простые частные магазины-одиночки, а 25% принадлежали торговым сетям. В 2021 это соотношение поменялось в пользу больших торговых сетей. Пандемия внесла свои коррективы и весь рынок ритейла продуктов понес огромные потери с марта 2020.

В апреле 2020 года динамика розничной торговли продуктами упала на 9.8% и как вы видите на графике, она продолжала падать. Но как вы догадывайтесь, это не значит, что люди просто стали меньше есть и затянули пояса. Дело было в том, что структура рынка розничной торговли начала меняться. Коронавирус очень сильно ударил по частным магазина по всему миру. Но в то же время по данным сайта retail.ru в период с 2020 по 2023 нас ожидает смена структуры розничной торговли


Как вы видите, самый большой рост будет у онлайн сектора. Сейчас всё больше людей начинают привыкать заказывать еду онлайн, а в «магазин у дома» могут заскочить, если вдруг забыли купить что-то. Интересным вопросом является продажа алкоголя онлайн? Так как не все торговые сети доставляют его, но специализированные маркетплейсы уже делят этот рынок и заказ алкоголя, то же станет обыденным делом.

Получается, что маркетплейс имеет возможность торговать онлайн и пользоваться многими корпоративными рычагами, а не каждый магазин у дома может организовать доступную онлайн доставку. Так же маркетплейс может производить свои товары и продавать их через собственную сеть. К примеру, «Лента» начала выкупает виски в Англии у мелких производителей и продает его под собственным брендом. Терпеть нынешнюю ситуацию и конкуренцию на продуктовом рынке могут те, кто имеет большое производство либо те, кто хочет пираиться, а это точно не малый предприниматель.
Резюмируя всё сказанное, можно прийти к выводу, что возможность терпеть и развиваться есть только у тех предпринимателей, которые предоставляют тот товар и услуги, которые не может предоставить маркетплейс.

Рами.