В 2020 году объемы российской интернет-торговли в денежном выражении подскочили на 44%. На фоне эффекта высокой базы и снятия ограничений работы торговых предприятий, аналитики предсказывали замедление темпов роста компаний из сферы e-commerce. Однако вопреки ожиданиям российский рынок онлайн-торговли растет, не сбавляя темпы. Людям слишком понравилось заказывать в интернете. Это стало не временной мерой на период ограничений, а повседневностью. Сейчас на долю онлайн-заказов уже приходится около 11% выручки всех ритейл-компаний. В непродовольственной сфере доля онлайн-покупок составляет 17%, а в продовольственной – всего 2,1%. Несмотря на большой разрыв, огромный потенциал заложен в обеих сферах.
В лидерах рынка сейчас находятся Wildberries, Ozon, «AliExpress Россия», «М.Видео-Эльдорадо» и «Яндекс», владеющий целым набором сервисов: «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка». Безусловным лидером на данный момент является Wildberries с долей рынка в 17,6%. А вот «Сбер» пока в топ не входит, но забывать про него тоже не стоит, так как у него есть огромный запас денежных средств и четкая цель в развитии своей экосистемы. Сейчас в число его проектов, завязанных на интернет-торговле, входят: «СберМаркет», «СберМегаМаркет», «Самокат», «Сбер е-аптека» и Delivery Club. К сожалению, не все лидеры рынка являются публичными компаниями, однако нам все равно есть на что посмотреть. Давайте взглянем, как торгуются акции компаний, развивающих онлайн-ритейл в России.
Ozon
Доля рынка, принадлежащая Ozon, составляет около 10%, что делает его вторым по величине игроком на рынке российского e-commerce. В ноябре 2020 года компания провела IPO и получила листинг на МосБирже и NASDAQ. Цена старта торгов – 2674,5 рубля. Через несколько месяцев – 9 февраля 2021 года – стоимость депозитарной расписки Ozon поставила свой максимум в 5181,5 рубль и начала снижаться. На своем пике Ozon был в плюсе на 93%, однако сейчас торгуется уже ниже цены IPO.
Американские депозитарные расписки OZON, дневной таймфрейм
«М.Видео-Эльдорадо»
Компании, продающие электронную и бытовую технику, начали развивать онлайн-торговлю одними из первых на российском рынке – еще задолго до начала пандемии. Поэтому неудивительно, что крупнейшая сеть магазинов электроники входит в общий топ онлайн-ритейлеров. В первом полугодии 2021 года «М.Видео-Эльдорадо» отчитались, что доля онлайн-продаж достигла 67,3% от общей выручки. После мартовского падения в 2020 году акции компании долгое время находились на низких уровнях из-за опасения резкого снижения покупательской способности россиян. Однако развитие онлайн-продаж и общий позитив на фондовом рынке подтолкнули акции к стремительному росту. Исторический максимум был достигнут 4 марта 2021 года. Тогда ценник на акции «М.Видео» поднялся до 888,4 рублей. Далее акции и этой компании начали снижение. На текущий момент они торгуются на уровне 437 рублей.
Акции «М.ВИДЕО», дневной таймфрейм
«Яндекс» и «Сбербанк»
В отличие от предыдущих компаний, у «Яндекса» и «Сбера» онлайн-торговля является непрофильной деятельностью и не занимает большую долю от выручки. Акции обеих компаний на протяжении 2020-2021 годов показали отличный рост, но сейчас также находятся на этапе коррекции. От мартовских минимумов «Яндекс» вырос более чем в 2,5 раза и, несмотря на коррекцию почти в 30%, остается в огромном плюсе.
Акции «Яндекса», дневной таймфрейм
«Сбер» за тот же период вырос примерно в 2,2 раза, достиг пика в октябре 2021 года, после чего упал примерно на 21%.
Обыкновенные акции «Сбера», дневной таймфрейм
X5 Retail Group
Не стоит забывать и о том, что постепенно в онлайн переходит и продуктовый ритейл. Да, для кого-то покупка продуктов в интернете до сих пор звучит дико, но с каждым днем таких людей все меньше. На передовой развития продовольственного e-commerce в России стоит X5 Retail Group, которой принадлежат сети магазинов «Перекресток» и «Пятерочка». Сейчас акции компании также находятся под давлением:
Глобальные депозитарные расписки «X5 Retail Group», дневной таймфрейм
Что ждет российские e-commerce компании?
Онлайн-покупки становятся нашей обыденностью. Сейчас в интернете активно покупает не только молодежь, но и взрослое поколение, более платежеспособное. Несмотря на огромный рост на протяжении 2 лет, у российского e-commerce остается огромный потенциал. Более того, в случае новых локдаунов компании, развивающие интернет-торговлю, снова окажутся в выигрышном положении. Текущая коррекция выглядит лишь отличной возможностью для набора и добора позиций по перспективным компаниям. Развитие интернет-площадок требует огромных инвестиций, а конкуренция в секторе все больше обостряется. В таких условиях преимущество будет у компаний с хорошими денежными потоками, поэтому в первую очередь следует обратить внимание на «Сбер» и «Яндекс». Но не стоит забывать о диверсификации: OZON является вторым по величине игроком сферы интернет-торговли, а «М.ВИДЕО» успешно перестраивает свой офлайн-бизнес, что положительно скажется на маржинальности и рентабельности в долгосрочной перспективе. Обходить стороной эти компании не стоит. Тем не менее, ставить все свои деньги лишь на сектор онлайн-ритейла ни в коем случае нельзя. Да, у него огромный потенциал роста, но в первую очередь нужно думать о диверсификации портфеля и аллокации активов. Если же эти термины не звучат для Вас обычными и на 100% понятными словами, то для начала лучше инвестировать в свои знания. На моем свежем курсе «Привычка УмноЖать» Вы получите полное понимание того, как составить инвестиционный портфель и подбирать в него только лучшие компании. Просто перейдите по ссылке, чтобы увидеть план курса своими глазами.
Желаю богатства,
Рами