Рами Зайцман - Аналитика

3 лайфхака как не стать жертвой мошенников в 2020 году.

2020-09-01 08:21
За время действия ограничений, связанных с эпидемией коронавируса, в России резко выросло число зарегистрированных случаев мошенничества. Об этом свидетельствует статистика Генпрокуратуры, проанализированная РБК. При этом рост произошел исключительно за счет телефонного и интернет-мошенничества — за шесть месяцев 2020 года число случаев такого мошенничества выросло на 76% по сравнению с первым полугодием 2019 года.

Мошенничество — одно из самых частых совершаемых в России преступлений, чаще регистрируются только кражи. Если последних за время самоизоляции стало меньше на 9%, то случаев мошенничества в совокупности — значительно больше, на 36% (ст. 159–159.6 УК РФ).

Всего с апреля по июнь прокуратура зафиксировала 82,5 тыс. случаев мошенничества, в том числе больше двух третей (71%) по телефону или через интернет. В аналогичный период прошлого года с помощью средств телекоммуникации совершалось только 50% мошенничеств, показывает статистика Генпрокуратуры. Это указывает на то, что общий прирост обеспечили именно эти способы обмана. В два раза увеличилось число преступлений по ст. 159.3 (мошенничество с банковскими картами).

Из статистики понятно, что жертвой мошенников становятся преимущественно люди взрослые, часто пожилого возраста, связано это в первую очередь с низким уровнем знания обращения с персональными компьютерами и мобильными девайсами, а также пониманием того, как работает банковская система, карты и прочее. Зная это уверен вы понимаете, что в первую очередь нужно сохранять:

1. Понимание, что те персональные данные, которые у вас запрашивают по телефону якобы представитель банка всегда есть в банке. Из этого формируется первый лайфхак - знание документов. При заключении договора с банком или уже после него (если вы не ознакомились ранее) изучите документы, чтобы узнать какие данные для банка, в вашем случае, являются идентификационными. Обычно это номер телефона, кодовое слово, ФИО, паспортные данные, часто банк использует только ФИО и кодовое слово. Если "представитель банка" запрашивает у вас иные документы и данные, то в 99.9% случаев вы общаетесь с мошенниками.

2. Сохранять спокойствие. Сразу, что нужно сделать при звонке - это собраться, внимательно послушайте, что говорит вам человек, задавайте наводящие вопросы, такие как: "На сколько срочно нужно предоставить вам эту информацию?/Могли бы вы написать мне письмо на мой e-mail, который привязан к моему счету?". Если же вам сообщают, что с вашей карты пытались снять деньги или же сообщение совсем по другой теме, например, вам положено рефинансирование, как бы это не звучало - банки редко идут первыми на такие шаги, которые приведут к уменьшению их выгоды в работе с клиентами и в 99.9% случаев банк будет рассматривать вопрос о рефинансировании ставок по вашему кредиту только после вашего обращения, это же и касается списания денежных средств якобы мошенниками. Если у вас не было подобного опыта, то это происходит следующим образом: вам приходит СМС о том, что была попытка списания средств и списание заблокировано и далее не происходит никакого звонка из банка - это автоматическая программа, нет никаких людей сидящих напротив мониторов и отслеживающих списание ваших денежных средств, есть определенные алгоритмы, которые могут воспринять действия с вашей картой как мошеннические. Не редким бывают случаи, когда человек приезжает в чужую страну и не может расплатиться своей картой потому, что банк считает, что человек не может находиться в этой стране и тогда подобная ситуация решается звонком в тех.поддержку, но никак не наоборот. Никогда безопасники или тех.поддержка не звонят сами. Эти момент касаются мошенничества, связанного с попыткой украсть ваши деньги непосредственно человеком в живом разговоре. 

Как обезопасить себя от хищения данных вашей карты, так называемого фишинга? Все больше людей подвергаются мошенничеству, связанного с хищением данных карты, а именно фишингу. Это может произойти при использовании оплаты картой в мелких магазинах, банкоматах, находящихся в странных местах, но зачастую мошеннические аппаратные системы внедряются в таких местах, в которых вы даже не можете заподозрить, что данные вашей карты могут быть украдены. Обезопасить себя можно следующим способом: 

3. Практически каждый банк позволяет внутри своей карты открывать несколько накопительных счетов, но тратить деньги вы сможете только с карточного счета. Выглядит это следующим образом: у человека на карте есть 100.000р., внутри своей карты он открыл накопительный счет (возможно даже с % на остаток) и переводит на него 90.000р., когда он совершает оплату и у него заканчиваются эти 10.000р. на карте, то он внутри карты переводит ещё необходимую сумму на карточный счет. Таким образом если данные карты попадут в руки мошенникам, то они смогут списать только те, что находятся на карточном счету. 

Такие не сложные действия как понимание процессов обслуживания карточных счетов, понимание работы сотрудников безопасности, тех.поддержки банка и понимание ваших возможностей и опций, которые вам доступны по карточному счету помогут вам избежать риска злого умысла мошенника. Надеюсь эта статья будет вам полезна. Рекомендую ознакомить с ней ваших пожилых родственников, друзей. 

Желаю удачи, 
Рами